Под организационно-педагогическими формами внеурочной работы понимают виды объединения совместной деятельностью после учебных занятий, а также конкретные просветительско-познавательные и воспитательные акции, конкурсы по проблемам экологии и экономики, рассчитанные на массовую или дифференцированную аудиторию. Например, природоохранный региональный конкурс «Ковыльная степь», который был организован Донецким областным эколого-натуралистическим центром.
Актуальность этой проблемы в том, что степи юга-востока Украины за всю историю человечества испытали самые значительные и продолжительные изменения. Тысячелетиями здесь выпасали скот, занимались земледелием, огромные территории страдали от огня. В настоящее время ведение интенсивного сельского хозяйства, большая плотность население, освоенность территории привели к тому, что естественная растительность сохранилась лишь в местах непригодных для ведения хозяйства человеком (склоны балок и речных долин, обнажения каменистых пород и. т.д.) Вследствие чего остро стал вопрос о сохранении, восстановлении и рациональном использовании растительного мира.
В настоящее время на юго-востоке Украины произрастает 102 вида растений, занесенных в Красную книгу Украины, и этот список пополняется. С целью охраны растительного мира на территории Донецкой области создано 54 заповедных объекта различного класса и статуса. Разработан так же Кодекс поведения на природе.
Сохранение редких растений зависит прежде всего от Вас! - необдуманные действия могут обернуться подлинной трагедией для окружающего нас живого мира; - прежде чем расположиться на отдых, не обходимо убедиться, что Ваши действия не принесут никакого вреда природе; - не следует разводить костров там, где для этого не отведено специальных участков; - каждый цветок или красивое растение сорванное Вами, может оказаться последним в этой местности. Постоянно соблюдайте этот Кодекс и требуйте соблюдения его от других людей.
Одной из популярных форм организации деятельности детей и молодежи во внеурочное время являются: кружки, секции, клубы экологического и экономического направления. Эти внешкольные объединения отвечают таким требованиям: - разнообразие жизнедеятельности; - существование ведущей идеи, которая положена в основу и определение направления развития; - открытость, которая предусматривает добровольное вхождение, а также свободный выход или переход в другой коллектив (секцию, кружок); - самоуправление, самоорганизация, самодеятельность; - комфортный микроклимат, стиль взаимоотношений взрослых и воспитанников «на равных», когда нет в привычном понимании воспитателей и воспитанников; - динамичность членского состава секции, кружка; - сотрудничество и координация деятельности разных внеурочных структур. Большую работу по формированию экологической и экономической культуры играют клубы по интересам.
|