Пятница, 11.10.2024, 18:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

География, экология, туризм.

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 151
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Освітній портал Rambler's Top100 Детский отдых
    Главная » 2010 » Июнь » 17 » Экологическое образование во внешкольных учреждениях.
    Экологическое образование во внешкольных учреждениях.
    13:11
            Анализ исторического развития и этапов становления внешкольного образования в Украине и научные исследования последних лет дают возможность определить и обосновать концептуальные основы реформирования содержания и форм деятельности внешкольных учреждений, ввести в практику новейшие педагогические технологии.
          Приоритетной целью деятельности коллективов этих учреждений есть содействие становлению творческой личности ребенка, подростка, молодого человека, способной в будущем своей творческой работой обеспечить не только поступательное движение государства по пути прогресса, а и реально оценивать свои действия, уменьшая тем самым к минимуму отрицательное влияние окружающей среды. Ныне стало очевидно, что сохранение стереотипов в отношениях человека и природы не может обеспечить конструктивного функционирования цивилизации, которая ставит под угрозу равновесомую тех социоприродних структур, которая сложилась исторически.
          Постепенно ликвидация существующих, а главное предупреждение в будущем возможных экологических неурядиц и тем самым выход на новый ступней в взаимоотношениях между человеком и природой возможные лишь при условии реализации научно обоснованной стратегии существование системы «человек – общество – биосфера».
          Однако уже сегодня понятно, что выйти из глухого угла, куда загнало себя человечество на протяжении всей своей истории, путем осуществление лишь экономических, технических и социальных мероприятий невозможно.
          Необходимые значительные кардинальные изменения в сознания каждого члена общества. А такие изменения возможные при условии возрастания интеллектуального уровня личности, его духовного потенциала. Итак, для решения экологических проблем современности и преодоление экологической безграмотности разных слоев население нужны экологические ориентированные знания. Не случайно интерес мировой общественности к экологическому образованию поясняется тем, что она оказывает содействие целенаправленному формированию экологически заданных свойств и качеств личности, которые в свою очередь дают возможность человеку преодолеть экологические нелады и строить свои отношения с природой не конфликтуя, а путем диалога.
          Именно поэтому международной педагогической общин костью школьное, внеклассное и внешкольное образование определяется центральным звеном в системе непрерывного экологического образования личности, где формируется ответственное отношение к природе, усваиваются моральные формы отношений с ею, приобретаются знание, привычки, умение и практический опыт изучения и охраны окружающей среды.
          Понятно, что внешкольные учебные заведения имеют значительно больше преимуществ перед обучением в классе, поскольку они не так ограничены постоянными рамками учебного времени, вдобавок, имеют неограниченные возможности относительно осуществления обучения вне границ учебного заведения, непосредственно на природе. Тем самым они проводят свою образовательно- воспитательную деятельность, намного более связанную с местными экологическими условиями и проблемами, которые имеют жизненно важное значение для общества, членами которого есть самые ученики.
           Взаимосвязь школьной и внешкольной системы экологического образования молодые, подчеркивается в Международной стратегии действий из образования и подготовки кадров в области окружающей среды на 1990-ті года утвержденной на Московском международном конгрессе из образования и подготовки кадров в области окружающей среды (Москва, 1987 г.), обеспечивает благоприятные условия для формированию всесторонне развитой в экологическом отношении личности. Как подчеркивалось в предшествующих лекциях, основной задачей экологического образования и воспитания учеников есть формирование их экологической культуры.
          Исходя из этого, экологическая культура общества включает систему экологического образования и воспитания, направленных на последовательное развитие у подрастающего поколения и всего населении высокой экологической культуры. В связи с этим понятие «экологическое воспитание» есть педагогическим процессом, направленным на формирование экологической культуры личности.
           Таким образом, цель экологического воспитания состоит в овладении личностью достижениями экологической культуры общества, а уровень экологической культуры рассматривается как уровень ее экологической воспитанности.
           Экологическую культуру личности невозможно сформировать без наличия у человека определенных знаний и убеждений, которые в свою очередь регулируют практическую деятельность личности в окружающей среде, подчиняя ее требованиям рационального природопользования, и есть показателями сознательного и ответственного отношения к природе.
          Принимая данное определение как исходное, внешкольные учреждения ныне акцентируют особое внимание на создании таких педагогических условий, которые наибольшее обеспечивают непосредственные контакты школьников с естественными объектами и их практическую природоохранную деятельность в окружающей среде.
          Обучение и воспитание за пределами классной комнаты – прежде всего возможность значительно улучшить процесс подготовки подрастающего поколения к будущей взрослой жизни. За своей сущностью оно направлено на создание таких педагогических условий, которые дают возможность проводить непосредственные наблюдения за явлениями и объектами природы в реальной жизни, углубить взаимосвязи знаний и умений, добытых учениками в школе, а главное – оказывать содействие самореализации творческих способностей личности.
          Экологическое образование и воспитание учеников в внешкольных учреждениях ныне базируется на эффективном применении в просветительно-воспитательном процессе как разнообразных традиционных, так и инновационных педагогических технологий, которые оказывают содействие формированию: - творческой направленности личности, которая предусматривает осознание ею значение прежде всего творческих, гуманистических потребностей, мотивов, целей как ведущих в ее развития и жизнедеятельности; - творческого самосознания, которое проявляется в самопознании и адекватного самооценке собственного поведения в окружающей среде; - потенциал творческой деятельности – желанию систематически приобретать новые знания в определенной области, умению творчески их использовать, экспериментировать, исследовать, принимать участие в сохранении окружающей среды.
          При этом знания выполняют несколько функций в формировании экологической культуры личности, а именно: онтологическую – создавать представление об окружающем мире и его целостности на основе теоретических знаний; оценивающую – обеспечивать формирование определенной системы идеалов, ценностного отношения личности к окружающей среде и анализ природопреобразовательную деятельности общества; устремляющую – указывая способы, направления и суть экологически целесообразной деятельности.
         То есть знание в этом случае выступают как основа познания, окружающей среды, оценки и направление деятельности личности в окружающей среде и есть первым элементом экологической культуры личности – интеллектуальным. Хотя знание и интеллектуальные умения сыграют ведущую роль у формирования экологической культуры личности, однако они не определяют в полном объеме отношения человека к окружающей среде. Не менее важная роль принадлежит эмоциональным реакциям, которые определяют "деятельность оценивания” информации, которая ее обрабатывают школьники.
         Постепенно происходит процесс формирования ответственного отношения личности к природе, которое включает: - восприятие природы как незаменимой основы жизнь, источника материальных благ, необходимого условия морального и эстетичного развития; - осознание личностью причастной к решению экологических проблем своей местности, края, государства; - убеждение в необходимости научного обоснования любых действий в природе, учитывая ее впечатлительность и всестороннее значение в жизни людей; - стремление получить максимальный результат в процессе своей деятельности в окружающей среде с минимальной антропогенной погрузкой на него и без загрязнения окружающей среды; - личное систематическое участие в деятельности, направленной на изучение, рациональное использование и охрану природы.
         Таким образом убеждения, которые базируются на добытых знаниях и в то же время, побуждают личность к оцениванию действительности и экологически целесообразных действий в окружающей среде, есть вторым элементом экологической культуры личности – ценностно-мотивационный. Роль практической деятельности личности в окружающей среде, следует рассматривать как совокупность общественного отношения.
         Одной из важных и необходимых условий возрастание эффективности экологического образования и воспитание учеников в внешкольном учреждении есть обязательная общественная значимость их деятельности. Это третий элемент экологической культуры личности – деятельно-практический.
         Эти общие дидактические положения полностью касаются ученической исследовательской работы экологического направления. Именно в процессе этой деятельности реализуются задача, которые возникают сегодня перед внешкольными учреждениями в области экологического образования и воспитания. За обобщающей целью, которая достигается в процессе исследовательской работы экологического направления, можно выделить такие ее виды:
        1. Усвоение новых теоретических знаний и овладения привычками самостоятельной работы.
        2. Закрепление знаний умений и привычек.
        3. Формирование умений практического содержания.
        4. Формирование умений использовать знание на практике в новых экопроблемных ситуациях.
        5. Формирование умений творческого содержания.
        6. Воспитание ответственных черт личности. Предметом ученического исследования может быть: все исторические факты и свидетельство; литературные источники; аудиовизуальные источники.
         Практического направления:
         Социальная среда; Безжизненная природа; Растительность; Животное царство; Человек; Взаимовлияние и взаимоотношения.
         Подход к решению проблемы (темы исследовательской работы):
         1. Определение проблемыАктуализация знаний, коррекция опорных представлений, мотивация учебной деятельности, определение проблемы, цели, задачи исследования.
         2. Формулирование гипотезыНа основе изученных законов, закономерностей, собственных наблюдений и опыта.
         3. Сбор информацииДополнительные и традиционные источники информации (учебники, карты, диаграммы, графики, публикации и т.п.)
         4. Обработка информацииДополнительные источники информации, математические подсчеты, графические работы, картографирование.
         5. Анализ информацииСтатистический анализ, складывание диаграмм, схем, таблиц, предшествующие выводы относительно промежуточных результатов опыта.
         6. Результаты исследованийОкончательная обработка информации, формулирование выводов, ведение дневников на основе полученных данных, подготовка к написанию отчета. Гипотеза может быть принятая (подтвержденная) или отклоненная.
         7. Окончательное обобщениеНаписание отчета, подготовка научно-отчетной конференции и выставки лучших исследовательских работ учеников внешкольного учреждения
    Практическая природоохранная работа
    Просмотров: 1289 | Добавил: профессор | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]