Пятница, 25.07.2025, 22:29
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

География, экология, туризм.

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 151
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Освітній портал Rambler's Top100 Детский отдых
    Главная » 2010 » Февраль » 5 » Управление техногенными процессами на территории Украины
    Управление техногенными процессами на территории Украины
    17:42
             На территории Украины наблюдаются большие территориальные отличия в уровнях развития и отраслевой структуре хозяйства. Высокая пространственная концентрация населения и производства, а отсюда и напряженная техногенная ситуация сложилась в Донецком и Приднепровском регионах. Здесь усилиями всего народа была создана мощная индустриальная база тяжелой промышленности. Донбасс занимает только 8,8% площади Украины, на его территории на 1 января 2006 года проживало 15,1% населения страны, в том числе 19,9% городского.
             О высокой концентрации промышленности Донбасса, особенно объектов топливно-энергетической отрасли, металлургии, основной химии, то есть производств, которые очень негативно влияют на окружающую среду, и создают техногенную угрозу, свидетельствуют такие сравнения: на Донбасс в 2006 году приходилось 16,6% объема всей валовой прибавочной стоимости Украины. Второе место по густоте населения и уровню территориальной концентрации производства принадлежит Приднепровью, которое занимает 9,8% площади государства и где проживает 11,2% населения Украины, в том числе 13,2% городского.
             Одновременно в Приднепровье концентрируются 13,1% объема валовой прибавочной стоимости стран. Основная часть производства и городского населения Донбасса и Приднепровья находится на ограниченной площади; в Донбассе - в его центральной, индустриальной части, в Приднепровье – на узкой полосе вдоль Днепра. Именно здесь через большое загрязнение воздуха, воды, земли и растительного покрова проблема охраны окружающей среды стоит очень остро, а из-за устаревшего технического оборудования и нарушения техники безопасности часто случаются аварии на производстве.
           Например, в Донбассе больше половины угля добывается на шахтах глубиной больше 600 м, в том числе около 15% с глубины 1000м. Это усложняет работу шахтного транспорта, вентиляционных схем и. т. д. Все это влияет на производственные мощности, старения шахтного фонда. Шахты Донбасса сильно загазованные метаном, что создает техногенную ситуацию и угрожает жизни и здоровью людей. За последние десять лет произошли крупные аварии на шахтах Донбасса, например, только в Донецке произошли аварии на шахтах «Трудовская», « А. Ф. Засядько», «Скочинского». Необходима разработка и внедрение действенных мероприятий по оздоровлению окружающей среды и комплексного использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических ресурсов и отходов производства, особенно в угольной промышленности, черной металлургии, химии.   
          Необходимо решить также ряд других первоочередных проблем: остановить изъятие продуктивных земель для несельскохозяйственных целей; обеспечить рациональное использование значительных массивов, нарушенных сельскохозяйственной и промышленной деятельностью (карьеры, отвалы и. т. п. ). Предприятия металлургического, химического и других производств, которые отрицательно влияют на окружающую среду, необходимо перевести на повторное водообеспечение, следует до минимуму свести выбросы вредных веществ и.т.д.
           К экологически небезопасным территориям техногенного происхождения относятся объекты Министерства оборони: полигоны, аэродромы, учебные поля, заправочные пункты и склады ТСМ, площадь которых колеблется в отдельных регионах Украины в пределах 5-15% общей площади. Из-за низкой экологической надежности военный объекты представляют угрозу для здоровья людей.    Объекты военной деятельности оказывают на окружающую среду мощное и резко негативное влияние: деструктивно-разрушительно механическое – полигоны, учебные поля, точки ракетного базирования; радиоактивное – отходы ионизирующего излучения; физическое – шумовое загрязнение; электронное и вещественно-компонентно – тепловое и электромагнитное, отходы, металлолом; химико-токсилогическое – сброс сточных промышленных вод, выбросы газа, пыли, токсических веществ в атмосферу, поверхностные, подземные воды, нефтяное загрязнение и. т. п. По мощности и вредному влиянию на окружающую среду и медико-биологическими параметрам самым опасным для здоровья человека является загрязнение нефтью и ее продуктами. Это обусловлено тем, что углеводы образуют очень токсичные соединения в воде хозяйственно-питьевого назначения при ее обеззараживании и очень медленной интоксикацией в почве, около 30 лет.
         На Украине очень густо размещены военные части, объекты, оборонительные предприятия, учреждения, воинские учебные заведения, полигоны. Очистительные сооружения на воинских объектах, котельных, пунктах заправки ТСМ, военных заводов или вообще отсутствуют, или очень плохо обеспечивают очищение от промышленных, бытовых стоков.
          Руководство воинских частей, прикрываясь занавесом секретности, стараются скрыть состояние дел на этих объектах, создают препятствия для посещаемости этих предприятий экологами. Такие действия привели к угрожающему состоянию природной среды, например в Причерноморском регионе, в особенности в Крыму. Здесь на протяжении десятков лет объекты и корабли Черноморского флота загрязняли и сейчас загрязняют воды Черного моря. Например, в воде Севастопольской бухты содержимое нефтепродуктов превышает ПДК в 180 раз. Специалисты утверждают, что части и объекты Черноморского флота ежесуточно сбрасывают в море около 9 тыс.м3 неочищенных сточных вод.
           Негативное влияние на окружающую среду оказывает несоблюдение в большинстве воинских подразделений правил сохранения ТСМ и эксплуатации систем их транспортирования. Потери, просачивания и разливы ТСМ на протяжении продолжительного времени (иногда десятилетий) вокруг воинских баз, аэродромов, скопления транспорта, на километры вокруг загрязняют нефтью почвы, поверхностные и подземные воды, являются причиной появления в колодцах, прудах и речках "залежей" нефтепродуктов, или еще хуже, очень токсичных веществ (хром, кадмий, свинец, бензопирена и др.). Такого характера загрязнения находятся в Центральном регионе близ территории парка Александрия в Белой Церкви, города Узин, Василькова (Киевская обл.), Озерного (Житомирская обл.); в Западном регионе Дубна (Ровенская обл.), Луцк, Черновцы (Закарпатская обл.); в Харьковском регионе Большая Круча (Полтавская обл,). Чугуев (Харьковская обл); в Причерноморском регионе Керчь, Севастополь, и др.
           Во многих военных частях не придерживаются правил защиты гражданского населения от губительного электромагнитного влияния и высокочастотных излучений. Для Украины актуальным является решение проблемы безопасного хранения и уничтожения боеприпасов, которые остались еще со времени существования СССР. В большинстве случаев сроки их хранения давно истекли. Большие склады боеприпасов размещены почти во всех областях страны. Они не всегда должным образом охраняются и могут создать потенциальную, техногенную угрозу. Авария на военном складе в селе Новобогдановки вблизи Мелитополя привлекла внимание к этому вопросу украинскую общественность. Ситуация была взята под контроль, но радикального решения этой проблемы еще не найдено.
          С целью устранения техногенной ситуации на военных объектах Вооруженных сил Украины необходимо срочно скоординировать систему совместных мероприятий Министерства обороны и Министерства природы Украины и ряд нормативно- правовых актов. Одним из самых весомых показателей антропогенной нагрузки на окружающую среду являются промышленные и бытовые отходы. Учитывая то, что человек является частью экомистемы, вред, наносимый природе, непосредственно проявляется отрицательным воздействием на здоровье человека.
         Всемирная организация здравоохранения количественно определила условия сохранения здоровья, среди которых, (без учета образа жизни) состояние окружающей среды составляет 70% приоритетов.
         По данным разных исследователей острые промышленные, бытовые, а также природные отравления возникают чаще, чем инфаркты миокарда, но они регистрируются как общие заболевания. В зависимости от источника происхождения отходы могут содержать вредные вещества от ІІІ до І классов классов опасности (диоксиды, фураны, бензол, цианиды, фенол, формальдегид, тяжелые металлы и. т. д.).
         Инвентаризация и статистическая отчетность за последние пять лет свидетельствуют, что на предприятиях Украины ежегодно образуются 100 млн. тонн токсических отходов. Из них наиболее опасные (І-ІІІ класс опасности) составляют 2,5-3% млн. тонн. По объему образования доминируют токсические отходы, которые содержат тяжелые металлы – хром, свинец, никель, кадмий, ртуть. Преимущественно это отходы предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности, машиностроения (гальванического производства), которые выбрасываются промышленными комплексами Донецкого, Приднепровского, Причерноморского, Западного регионов. Значительная часть объектов, где хранятся токсические отходы, очень опасна для окружающей среды вследствие миграции токсических компонентов в подземные и поверхностные воды, распространение ветром, животными и деятельностью человека.
           На сегодняшний день оценить риск загрязнений окружающей среды в местах свалок отходов невозможно, так как нет полной информации относительно присутствующих веществ и смесей. В местах многих свалок произошли химические реакции, в результате чего могли образоваться особо опасные химические вещества с неизвестным свойством, как например, в Западном регионе (Болеславчик, Первомайск, Черновцы и. т. д.).
           В настоящее время в Украине при отсутствии четких законодательных механизмов, регламентирующих деятельность по обращению с отходами, отлаженной системы работы органов по контролю за соблюдением установленных законов, норм и правил, в условиях нестабильности при формировании рыночных отношений проблема безопасного размещения отходов стоит весьма остро. Такая же ситуация наблюдается и притрансграничных перевозках, при которых есть возможность незаконного ввоза в страну опасных отходов. Не отлажена система возможного обезвреживания ввозимых отходов с помощью имеющихся в стране не всегда совершенных технологий. Необходимо создать целостную систему управления, одной из главных задач которой будет снижение риска для населения и окружающей среды при обращении с ними.
           Следует придерживаться общепринятого в экологии и гигиене принципа минимального риска для окружающей среды и человека. Приоритетом во время принятия решений, и эффективности любых технологий должно быть здоровье человека.
          Открытия в области атом­ной энергии в XX веке вызвали появление нового вида загрязнений окружающей среды — радиоактивного. Возникли серьезные экологиче­ские проблемы, связанные с эксплуатацией атомных электростанций (АЭС), воздействием предприятий ядерно-топливного цикла на окру­жающую среду и население, захоронением радиоактивных отходов, последствиями аварийных радиоактивных выбросов при использовании ядерной энергии в мирных целях, угрозой применения ядерного оружия.
           В окружающей человека среде обитания существует ряд источников ионизирующего излучения. Они находятся в почве, в воздухе и во всей биомассе, в том числе и в тканях человеческого тела. Часть излучения через атмосферу поступает из космоса. Помимо естественных источников, излучение может поступать в результате техногенной деятельности человека. Дозы естественного облучения намного превышают величину радиации, по­лучаемой человеком от искусственных источников (соответственно, 78 % и 22 %). На севере украинского Полесья (Центральный регион) находится всемирно известный, экологически небезопасный объект – Чернобыльская атомная электростанция (ЧАЭС), катастрофа на которой 26 апреля 1986 года привела к радиоактивному загрязнению большой территории Украины и некоторых прилегающих регионов и других государств.
            Вместе с Киевской областью большой вред Чернобыльская катастрофа принесла природе и хозяйству Житомирской области. Здесь в зону сильного (5-15 Ки/км2) загрязнения попали самые большие в бывшем СССР - Овручское месторождение кварцитов и профилитовых сланцев. Загрязнено Стремигородское месторождение фосфоритов – одно из немногих в Украине. Практически выбыл из хозяйственного оборота в Центральном регионе Народницкий район. Частично в зону плотность загрязнения до 5 Ки/км2 попал ареал известных месторождений циркониевых руд в бассейне р. Ирша, район населенных пунктов Новая Боровая и Иршанск. В Житомирской области сократился потенциал стеклянной и фарфоро-фаянсовой промышленности из-за загрязнения сырьевой базы. Большой урон был нанесен льноводству.
           В Киевской области из полноценного хозяйственного оборота изъято почти половина общей земельной площади. Возле ЧАЭС и г. Припяти основные фонды этих земельных площадей до аварии оценивались приблизительно суммой в 3 млрд. рублей (1986 г.), выбыли из эксплуатации все производственные предприятия Чернобыля и Полесского района. На загрязненной территории, которая требует жесткого контроля и ограничений в хозяйственной деятельности, оказались такие экономические центры, как Бородянка, Вышгород, Ивановка, Гостомель. Пострадали от загрязнения рекреационные территории, участки садово-огородницких товариществ и полностью зона Киевского водохранилища. В Черниговской области загрязнена сравнительно незначительно до 5 Ки/км2 территория на восточном берегу Днепра.
           В результате способности воздушных масс к перемещению эта невиданная в мире техногенная катастрофа охватила северо-западные, юго-западные, центральные и южные районы Украины, а также большие площади Беларуси: Гомельскую, Могилевскую и восток Брестской области. В России территорию Брянской области, районы к югу от Орла и Тулы. В окружающую среду было выброшено более 300 МК и радионуклидов, что равняется взрыву 400 атомных бомб, одна из которых была сброшена 6 августа 1945 г. на японский город Хиросиму.
          Под радиоактивным загрязнением очутилось около 50 тыс. км2 территории Украины, где проживало около 2,4 млн. жителей в 2218 населенных пунктах. Загрязненная территория отчуждения в пределах Украины составляет 20044,4 км2 Больше всего был загрязнен район расположения Чернобыльской АЭС.
          Дальше радиоактивное загрязнение распространялось по территории Украины в зависимости от направления и скорости ветра и особенностей ландшафтно - климатических условий местности. В соответствии с уровнем радиоактивного загрязнения территория Украины разделяется на 4 категории: 1) зона отчуждения, откуда население эвакуировано в 1986 г.; 2) зона безусловного (обязательного) отчуждения; 3) зона гарантированного добровольного отселения; 4) зона усиленного радиационного контроля.
           Международная комиссия радиационной защиты (МКРЗ) установила максимальную индивидуальную дозу ионизирующего излучения – 5 бэр на год для населения, которое живет вблизи радиоактивных источников и прилегающих к предприятию территорий, которые работают с радиоактивными веществами, эта доза значительно ниже – 0,5 бэр на год. Дозы радиации 100Гр (1 Гр. = 100 бэр) и выше приводят смерти, 5-10 Гр. – к тяжелой форме лучевой болезни. Последняя, может вызывать смертность в результате внешнего общего облучения всего тела либо большей его части, а также в результате внутреннего облучения, если через дыхательные пути радиоактивные вещества вместе с воздухом попали в организм, либо в результате употребления радиоактивной еды и воды.
           Наблюдения за радиоактивной ситуацией на территории Украины показали, что за 20 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС в результате естественных процессов и принятых мероприятий по дезактивации территории, которая была загрязнена, произошло снижение радиоактивности. Например: в водах г. Припяти в створе Чернобыля среднегодовая концентрация Cs–137 снизилась за 10 лет со времени аварии в 220 раз, Sr–90 – в 6 раз. Наблюдается частичное перераспределение радионуклидов из почвенной прослойки в подземные водоносные горизонты и по каскаду днепровских водохранилищ.
           В таких регионах как Центральный, Западный особенно Киевская, Житомирская, Ровенская области, в результате проникновению радиации из атмосферу в почвенный покров, леса Полесья стали радиоактивно загрязненными, ведь радиоэлементы накапливаются в почве, корневой системе растений, поглощают их с водой из почвы, и накапливаются в древесине, и листьях. Особенно быстро накапливаются вредные вещества в стволах сосен, меньше – в березе.
            Повышенное содержание радионуклидов наблюдается и в торфяниках. Если использовать эту древесину или торф как топливо, то, сгорая, они возвращают радиацию человеку. Если построить из такой древесины дом, то человек создает для себя микро-реактор, в котором будет находиться. В результате катастрофы уже погибло свыше 50 тыс. человек.
           Состояние здоровья многих людей резко ухудшилось. С 1995 г. выросла смертность, уменьшилась рождаемость, увеличился отрицательный природный рост. С 1987 по 2002 г. населения Украины сократилось почти на 3 млн. чел. Продолжает расти заболеваемость населения, в частности на болезни крови и кровеносных органов – 11,6 %, системы кровообращения – 5%, органов пищеварения – 10% за год.
             Радиация в организме человека вызывает изменения в наследственности, поэтому резко выросло количество рожденных детей с врожденными аномалиями, частота заболевания на рак щитовидной железы детей по сравнению с 1986 г. увеличилась у 4,5 раз, ведь все радиоактивные вещества являются сильными канцерогенами.
            К территориям, которые подверглись радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы в пределах Украины согласно Закона Украины от 27.02.1991 года, № 791-а – ХХІІ « Про правовий режим території, що зазнала радіоактивного забруднення в наслідок Чорнобильської катастрофи», «… относится территория, где возникло стойкое загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами сверх доаварийного уровня, что с учетом природно-климатической и комплексной экологической характеристики может привести к превышению дозы облучения населения более 1,0 м3 в (0,1 бер) за год, и которая, требует разработки мероприятий по радиационной защите населения и других специальных мер».
             Атомная энергетика Украины представлена, помимо ЧАЭС, такими мощными атомными электростанциями, как Запорожская (Приднепровский регион), Ровенская (Западный регион), Хмельницкая (Центральный регион), Южно-Украинская (Причерноморский регион). Строительство в Причерноморском регионе Крымской АЭС и В Харьковском регионе Чигиринской АЭС законсервировано.
            Сегодня в зонах радиоактивного загрязнения может оказаться более 45% территории и половина населения Украины. Вот почему дальнейшее развитие атомной энергетики на Украине проблематично. Следовательно, техногенное воздействие на окружающую среду Украины значительно и разнообразно по видам, интенсивности и распространению. Для его оценки используют метод картографирования. На карту наносятся показатели загрязнения отдельных компонентов природной среды. Это дает возможность выделить территории с разными суммарными показателями их эколого-географического состояния.
           2. Последние десятилетия характеризуются всеобщим вниманием к экологическим проблемам. Однако результаты поисков в этом направлении еще недостаточны, а последствия в ряде областей человеческой деятельности катастрофические. Одной из важнейших причин малоэффективного природопользования при производственной деятельности, является отсутствие глобальных моделей управления экологическими процессами, слабая проработанность методологии создания и развития систем производственно-хозяйственной экологии. Такая методология должна строиться на основе системного подхода. Ответственной при этом является роль государства.
           На конференции глав государств, входящих в ООН, (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) впервые было сформулировано понятие "экологического менеджмента материальных потоков” как целенаправленной ответственной, целостной и эффективной организации потока материалов для производства определенного продукта с привлечением всех участников производственной цепи.  Разработаны инструменты экологического менеджмента (касающиеся каждого участника) трех уровней: общественно-государственный, государственно-административный и производственный. Показателен в этом отношении опыт передовых западных стран, которые уже разработали ряд систем управления и добились значительных экологических успехов.
            Анализ этих систем позволяет выявить методологию последовательности этапов решения задач экологического управления, полезную к применению в Украине. На первом этапе, прежде всего выявляются проблемы экологического управления, обусловленные воздействием производств на окружающую среду.
            Эти проблемы выявляются государственными природоохранными службами, а также научными организациями, общественными объединениями, например, Министерством по охране окружающей природной среды Украины, Министерством здравоохранения Украины, Министерством аграрной политики Украины, подведомственными им службами: Управлением по контролю биоресурсов, обращения с отходами, радиационной безопасности и экологическому контролю, Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Украины, «Партией Зеленых», « Экологической Лигой» и др.).
             Экологический контроль, мониторинг и экспертиза составляют главное содержание государственной службы наблюдения за состоянием природной среды. Их роль высока, а доступ к информации о состоянии природной среды закреплен законодательно.
            В Украине такая работа также проводится, но имеет массу недостатков. Это обусловлено тем, что контроль состояния окружающей среды осуществляется метеорологическими службами, оснащенными морально и физически устаревшими приборами контроля. Оценку состояния здоровья населения осуществляют службы здравоохранения, которые не определяют влияния на него загрязнения окружающей среды. Наконец, роль общественного фактора в решении экологических проблем в Украине пока незначительна.
           Общественное экологическое движение не всегда эффективно может решать глобальные проблемы, а накопленный опыт недостаточен. На втором этапе природоохранного управления оценивается риск от загрязнения окружающей среды для здоровья населения. Оценка производится двумя путями: использование фактической базы данных о концентрациях вредных веществ в зонах обитания, и изучение (по клиническим показаниям) их воздействия на здоровье всего населения в целом. Третий этап посвящен управлению риском, оценка которого произведена на втором этапе. Он включает два аспекта:
           1. применение стандартов качества окружающей среды;
           2. разработка общегосударственных, региональных и городских планов защиты окружающей природной среды.
            3. Стандарты качества направлены, прежде всего, на нормирование концентрации вредных веществ в окружающей среде. В различных странах они содержательно отличаются, однако в современных условиях наблюдается тенденция к их унификации.
            В европейских стандартах различают показатели и величины, к которым нужно стремиться, т.е. достаточные цели, которые рассматриваются в качестве желательного уровня состояния окружающей среды. Особенностью разработки стандартов является учет технологических возможностей их достижения, экономические и политические условия в данной стране. Это обусловлено тем, что обеспечение требований любого стандарта — задача технически сложная и дорогостоящая. В стандарте можно поставить жесткие рамки показателей, но выполнить их окажется весьма затруднительно.
           В Украине действовали нормативы на качество окружающей среды, которые были разработаны еще в СССР. Эти стандарты создавались по клиническим показателям. Другие факторы не учитывались. В связи с этим нормативы на качество окружающей среды в Украине более жесткие, чем в западных странах. Их исполнение зачастую нереально, что приводит к нарушениям. Последнее усугубляется тем, что контроль исполнения нормативов в стране слабый, а штрафы за нарушение — низкие.
           Для предприятия удобнее нарушать, чем выполнять нормативы, поэтому одним из основополагающих мер экологического управления в Украине, должен стать процесс пересмотра существующих стандартов на качество окружающей среды. Такой пересмотр должен осуществляться также с позицией равноправного партнерства с промышленно-развитыми западными странами, исключения экономического конфликта с ними.
          Система экологического управления связан с разработкой общегосударственных, региональных и городских планов уменьшения загрязнения окружающей среды. Успех такой разработки зависит от рассмотренной выше оптимизации стандартов качества окружающей среды. Примером межгосударственной программы являются директивы по охране окружающей среды, принятые в странах Европейского Союза.
           Соблюдение этих директив обязательно во всех странах ЕС. Сейчас в Украине действует аналогичная система разработки ПДВ, ПДС и системы контроля их соблюдения. Однако зачастую они дают нереальные результаты. При разработке проектов не учитывается фактор эффективности, доступности и экономичности планируемых мероприятий, направленных на снижение выбросов и сбросов. Приборная база (оснастка) контролирующих служб не отвечает поставленным требованиям, что не позволяет получать необходимые и достоверные данные о степени загрязнения окружающей природной среды.
           Программы принуждения в Украине разрабатываются в виде планов неотложных мероприятий по оздоровлению окружающей среды. По изложенным выше причинам они, как правило, оказываются недейственными. Требуется приведение системы управления охраной окружающей среды Украины в соответствии с практикой экологического управления промышленно развитых стран. Это позволит добиться существенного прогресса в улучшении качества среды обитания в нашей стране.
            Исходя из приведенного выше анализа, основными приоритетами в Украине для улучшения состояния природной среды и уменьшению техногенной нагрузки являются следующее: - разработка планов сантехнических и технологических мероприятий и строительства газоочистных сооружений с целью сокращения выбросов для основных промышленных предприятий страны; - совершенствование системы учета выбросов вредных веществ на предприятиях и создание муниципальных систем экологического мониторинга в регионах с повышенной антропогенной нагрузкой; - определение перечня морально и физически устаревших производств, их ликвидация, закрытие и модернизация; - модернизация объектов теплоснабжения, крупных и средних котельных; - разработка проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон промышленных предприятий І-ІІІ классов опасности ( теплоснабжения, металлургических, химических, и. т. п.); - усиления контроля за выбросами передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха, создание передвижных аналитических лабораторий.
            Однако, для улучшения экологической ситуации, а также преодоления экологического кризиса в нашей стране недостаточно только правовых нормативно-законодательных актов и мероприятий. Степень и характер влияния человека на окружающую среду зависит от уровня образования и развития человеческого общества, и его экологической культуры. Потому, что изменение любого компонента географической оболочки обязательно приводит к изменению других оболочек Земли. Уровень экологической культуры определяется качеством экологического и экономического образования и воспитания в стране.
    Просмотров: 2554 | Добавил: профессор | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]