После получения в 1991 г. государственной независимости Украина столкнулась с многими экономическими и социально-политическими трудностями, связанные с переходом к рыночной модели хозяйствования. Одной из самых больших проблем, которая возникла на пути к рынку, стала передача принадлежащей государству прав имущества и собственности и дальнейший контроль за деятельность частного сектора. В конце 90-х годов наблюдалось сосредоточение корпоративной собственности в пределах определенной группы финансово мощных отечественных и иностранных объединений. Тогда группы, которым принадлежали большие производственные активы страны, набрали финансового преимущества и начали играть все возрастающую роль в развитии корпоративного сектора и экономики страны в целом. Функционирование большого капитала в экономике Украины сейчас осуществляются в форме финансово-промышленных групп (ФПГ). Это понятие обозначает объединения, в которые могут входить промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, финансовые, научные и проектные учреждения и организации всех форм собственности, которые имеют целью реализацию государственных программ развития, на основании ст. 1 Закона Украины «Про промислово фінансові групи, 1995». Фактически ФПК на Украине начали формироваться в условиях развала советской хозяйственной системы, когда у власти и экономических агентов появились стимулы к созданию больших национальных и даже транснациональных объединений промышленных предприятий и вхождение в них банков: - во-первых, распад Союза и единого народнохозяйственного комплекса привел к разрыву постоянных технологических и кооперативных связей между предприятиями внутри Украины и предприятиями новых самостоятельных государств. Следует отметить, что на Украине 70% общего объема промышленной продукции зависило от операционных поставок из России и других бывших республик Союза; - во-вторых, нарастание общего экономического кризиса, инфляции и неплатежеспособности способствовали вымиранию оборотных средств и хронический дефицит инвестиционных ресурсов в промышленности. Одновременно инфляция стала источником спекулятивного нагромождения финансовых ресурсов в банковском секторе. Предприятия были заинтересованы в установлении связей с банками, а банки, в свою очередь, также хотели иметь надежных партнеров; - в-третьих, за полным отсутствием рыночных механизмов и системы государственных регулирующих государство могло удерживать контроль на хозяйственной деятельностью многочисленных экономических агентов только через управление большими объединениями предприятий; в-четвертых, сильным стимулом к объединению для самих агентов государственных предприятий была надежда на восстановление отраслевых систем бюджетного финансирования (госзаказ) и государственной поддержки. Становление ФПГ на Украине проходило как в государственном, так и в частном секторе. В государственном секторе экономики Украины создаются и продолжаются создаваться объединения предприятий, скрепленных системой корпоративного участия, государственные холдинговые компании, которые имеют сеть дочерних предприятий. Эта модель объединения предприятий в холдинги была привлекательною по несколько причинам: - ведущие государственные предприятия приобрели возможность через систему корпоративных прав управление контрольным пакетом или блокирующим пакетом акций, надежно привязывать к себе предприятия связанные с ними технологически; - холдинг имел сравнительно больше, чем государственное предприятие, имеет возможность не зависить от чиновников. Государство теперь управляло только акционерам капиталом; - высший менеджмент теперь мог по желанию использовать холдинг как препятствие на пути проникновения на предприятие частного капитала. Создание вертикально интегрированных отраслевых холдингов, которые охватывали предприятия целой отрасли. Проводилось с целью защиты стратегических объектов от непродуктивного и разрушительного проникновения небольшого частного капитала (бессистемное перепрофилирование или ликвидация отдельных объектов, которая приводит к нарушению технологических циклов). Через такие большие холдинги государство имело возможность сберечь стратегический и политический контроль над предприятиями отрасли. Особенно широко государство применяет привычный для него механизм назначение руководителей. Материнским компаниям холдинговых групп разрешалась приватизация, в результате чего за государственными органами оставалось право назначать туда руководителей. Сегодня под управлением государства работают 27 отраслевых холдингов. Самыми большими из них являются: НАК «Нефтегаз Украины» - добыча, переработка и продажа нефти и газа. ГАК «Укррудпром» - добыча и обогащение железной руды. ГАК «Хлеб Украины» - закупка и хранение зерна. НАК «Надра»- геологоразведка и буровые работы. Такие структуры являются агентами государства в отраслях. Официальная задача их создания – повышение эффективности государственного управления предприятиями отрасли. После распада СССР государственная власть на Украине не смогла реализовать политику развития бизнеса. Иностранный капитал воздерживался от прихода на Украину через непривлекательный инвестиционный климат, отсутствие правовой защиты инвестиций, собственности и контрактов. Все перечисленное определило особенности нового частного капитала на Украине: специфичность источников доходов (теневые рентные доходы); нелигитимность поведения и срастание капитала с властью. Разные источники возникновения частного капитала (трейдерские и банковские) существенно повлияли на процесс формирования и характер бизнес-групп на Украине. По этому признаку разделяются бизнес-группы на два типа: - первый тип – промышленные бизнес-группы, которые возникли на базе трейдерского капитала. К этому типу относятся бизнес-группы, стратегическими и инвестиционными центрами, которыми управляют компании, вокруг которых объединяются промышленные предприятия. Банки играют в группах пассивную роль. Самыми мощными бизнес-группами первого типа является корпорация «Индустриальный союз Донбасса», корпорация «Интерпайп», ЗАО «Система Капитал Менеджмент», концерн «Укрпромвест», корпорация «УкрАВТО». Особенное место занимает группа, которую СМИ и эксперты образно называли группой «Футбольный клуб «Динамо»; - другой тип – это банковские бизнес-группы. В отличие от бизнес-групп, они создавались по инициативе банков, только банки играют в них боль стратегического и финансового центра. К самым мощным бизнес-группам второго типа можно отнести группу «Приват», группу УкрСиббанка и группу банка «Аваль». Основными сферами влияния больших бизнес-групп стали отрасли с большим экспортным потенциалом, прежде всего металлургия и связанные с ней предприятия, а также переработка нефти и розничная торговля нефтепродуктами, энергетика. В меньшей степени их влияние распространяется на другие отрасли. Он наблюдается в отраслях с быстрым оборотом капитала и меньшим риском: перерабатывающая и пищевая промышленность, производство товаров народного потребления, телекоммуникации, перевозки и др. Аналитики выделяют несколько направлений положительного влияния бизнес-групп, которые возникают на Украине, на организацию деятельности контролируемых ими предприятий: - в группу возобновляется система связей между промышленными предприятиями, задействованными, а едином технологическом процессе. В начальной стадии создания группы эту функцию частной компании выполняют як посредники, а потом, как собственники корпоративных прав; - трейдерский и банковский капитал становится первичным источником инвестиций для промышленных групп. Консолидированные финансовые доходы группы могут быть рационально использованы на целевые инвестиционные проекты; - центральные компании, группы или банки, которые являются аутсайдерами по отношения предприятий группы, начинают устанавливать контроль над менеджерами предприятий, ограничивая их рентное поведение. Однако, кроме положительных моментов, процесс формирования крупного частного капитала приобрел на Украине некоторые черты, которые могут составлять определенный риск для дальнейшего развития экономики. На макроэкономическом уровне это структурная диспропорция, которая наблюдается в развитии отраслей. Ориентирование на отрасли с экспортным потенциалом, во-первых, оставила за пределами влияния крупного капитала важную часть экономики страны, лишили ее инвестиционной подпитки. Во-вторых, ориентация бизнес-групп на экспортные отрасли обусловила значительную зависимость национальной экономики от развития ситуации с экспортом, который в основном направлен в страны СНГ. Украине и сейчас стоит перед проблемой выхода со своей продукцией на развитые рынки, в частности на рынок Европейского Союза. Больше того, три четверти украинского экспорта пребывает в большой зависимости от коньюктуры мирового рынка.
|