Четверг, 14.11.2024, 19:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

География, экология, туризм.

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 151
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Освітній портал Rambler's Top100 Детский отдых
    Главная » 2009 » Октябрь » 18 » Экологическое образование: содержание и структура.
    Экологическое образование: содержание и структура.
    19:10

      Если в далеком прошлом исчезновение живых организмов было вызвано природными катаклизмами, то сегодня главною причиною уменьшения биоразнообразия стало деятельностью человека. Все чаще со страниц газет человека стали называть «губителем живой природы», ведь человек разрушает природную среду тех или других видов, эксплуатирует природные ресурсы или заводит в экосистемы чужеродные биологические виды, которые вытесняют местные виды или приносят с собой такие болезни, против которых нет иммунитета и т.п.

    Проблема в том, что человек привыкает к такому обвинению, и в основном его усилия направлены на борьбу с симптомами, а не на устранение причин. Поэтому сегодня для сохранения существующих биовидов человеческому обществу необходимо координально изменить свое отношение к нашей планете и к ее природным ресурсам.

    Для этого необходимо сформировать экологическое сознание и ответственность. Это можно достичь благодаря воспитанию и образованию. Проанализировав современное состояние экологического образования в школе, можно сделать такие выводы:

    1)      в младшей школе учащиеся на уроках природоведения знакомятся с окружающей средой;

    2)      в средней школе на уроках биологии, географии учащиеся знакомятся в общих чертах с проблемами экологии;

    3)      в старшей школе курс биологии (11кл.) Обобщает и систематизирует знания и умения;

    4)      преподаются факультативные курсы, посвященные экологическим проблемам.

    Выше изложенное свидетельствует, что усилиями прежде всего учителей биологии и географии прививается детям любовь к природе, раскрывается ее  величие и красота, и в тоже время ее уязвленность.

    Современное экологическое образование может базироваться на обязательном изучении конкретно определенного количества, объемов природных и гуманитарных дисциплин на разных ступенях обучения.

    Содержание непрерывного экологического образования и воспитания должен включать два звена – формальное и неформальное. К первому звену относятся общеобразовательная система образования, которая существует  на Украине на таких уровня: дошкольная, школьная, внешкольная, професионально-техническая, высшее и последипломная.

    Другое звено системы экологического образования и воспитания имеет просвитительский  характер формирует экологическую сознательность и культуру населения (средства массовой информации, церкви, общественные просветительские объединения, партии и др.).

    Непрерывное экологическое образование предусматривает организация учебно-воспитательного процесса от детства до старости. На этом пути человек проходит несколько стадий обучения.

    Дошкольное воспитание – самым первый уровень, когда главную роль играет семейное воспитание.

    Общее среднее экологическое образование – на этой ступени продолжается и углубляется процесс экологического мировосприятия, что является важным этапом в системе непрерывной многоступенчатости экологического образования. По особенности форм и методов образования с учетом возрастных особенностей, объему и уровню их школьных знаний, школьное образование охватывает три уровня: начальный (1-4 классы), основной (5-( классы) и уровень старших класов (10-12 классы). 

    Среднее профессиональное экологическое образование должно базироваться    на содержании, формах и методах школьного экологического образования с учетом особенностей влияния на окружающую среду конкретных отраслей народного хозяйства.

    Высшее экологическое образование направленная, с одной стороны, на завершения формирования экологической культуры специалистов разных специальностей, и, с другой стороны, оно обеспечивает подготовку специалистов с профильным высшим экологическим образованием четырех уровней (начальное, базовое и два уровня полного высшего экологического образования) которое отличается по степени глубины, обоснования и специфики подготовки специалистов.

    Последипломное экологическое образование обеспечивает непрерывность экологического образования и включает систему повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, руководящего состава предприятий, организаций в разных аспектах природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, экологическое образование взрослых в соответствии с востребованности на рынке труда, а также подготовку специалистов-экологов высшей квалификации – кандидатов и докторов наук в области экологии и охраны окружающей среды.

    Неформальное экологическое образование – это массовое образование и воспитание всех слоев и категорий населения как занятого на производстве и военных сферах деятельности, так и вне этих сфер деятельности с помощью плановых занятий массовых  средств информации (телевидение, радио, газет, журналов, электронных средств), организации постоянно действующих стационарных и временных фотовыставок экологического содержания, экологических фестивалей (школьных, университетских, молодежных), олимпиад, конкурсов, организаций экологических научно-популярных лекций силами разных обществ охраны окружающей среды и общественных экологических организаций, общества «Знания», сотрудников Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Академии наук, преподавателей высших учебных заведений и.т.п.

    Кроме того, неформальному экологическому образованию населения могут способствовать театры, кино, краеведческие музеи, религиозные организации, зоопарки, природно-заповедные объекты, туристско-краеведческие организации.

    Анализ программ природоведческой направленности

    На первых же уроках биологии и географии учителя вводят учащихся в мир сложных взаимоотношений живой природы, человека и окружающей среды.

    Это важная и ответственная работа, ведь от ее результатов зависит экологическое сознание подрастающего поколения. На уроках биологии начинает формироваться экологическая грамотность.

    Однако в ХХ ст. экологию все больше воспринимают как науку про экосистемы и биосферу, про взаимодействие природы и общества. Для выбора решений путем сохранения биосферы, человека как ее части, поддержки жизнедеятельности и благополучия каждого человека необходимо не только биологические знания, но и представления о Земле, о ее истории, структуре, динамики (основы геологии), про ландшафты, климат (основы географии).

    Экологическая грамотность опирается на понимание физических законов и глубокое знание основ химии. Поэтому наибольший учебно-воспитательный эффект экологического образования возможен при экологизации содержания традиционных учебных предметов. В их структуре выделяются экологические темы. Кроме того в старших курсах целесообразно ввести курс «Экология», в котором обобщается и систематизируются знания, умения, окончательно формируются основы экологической культуры и такие черты личности, как экологическая ответственность.

    Повышение роли экологического образования на современном этапе требует его непрерывности, а также уточнения и конкретизации ее цели в зависимости от основных этапов обучения.

    На начальном этапе – формируются основные представления о взаимосвязи человека и окружающей среды, ценностных установок относительно явлений и процессов биосферы;

    формирование чувства своей сопричастности со всем живым;

    умение наблюдать и различать окружающие объекты природы, придерживаться правил поведения в природе.

    В средней школе – становление экологической культуры, здорового способа жизни и экологической деятельности на основе понимания системы строения природной среды, угрозы потери биосферной жизнеобеспечивающих человека качеств.

    В старшей школе – становление экологической ответственности как черты личности на основе знаний основного содержания экологических проблем глобального, регионального и локального уровня.

    Содержание экологического образования должно строиться на основе знаний интегрированной научной картины природной и социальной действительности таким, образом, что это содержание поможет каждому человеку осознать, насколько качество жизни, его личное благополучие и чувство личного комфорта и безопасности связаны с природным окружением.

    В младшей школе необходимо дать понятие о разных живых организмах (растениях, животных, грибах и.т.д.) о их жизненных функциях (дыхании, росте и.т.д.). Учебный процесс необходимо строить так, чтобы учащиеся на основе наблюдений жизни в природе или живом уголке сделали вывод о красе окружающей природы, целесообразности приспособления каждого организма к условиям обитания и необходимости совместного сосуществования с другими организмами.

    Важно дать понятие о жизненных функциях и потребности человека , его неразрывности с другими живыми организмами; сформировать навыки ухода за животными и растениями (дежурство, «зеленые патрули» и.т.д.). Научить наблюдать изменения состояния окружающей природы в связи с погодой, временем суток, временами года (часы-растения и.т.д.).

    В 5 кл. углубление знаний продолжает курс «Природоведение». Учащиеся продолжают знакомство с биологическим разнообразием. Впервые выделяется понятие «жизнь» и особенности живого (сравнительно с неживым).

    Целесообразно также проведение экскурсий и практических работ, целью этих наблюдений за изменением поведения живых организмов и морфологическим приспособлением растений, животных, грибов к изменением условий существования.

    В каждой теме курсов необходимо обращать внимание на то, что хозяйственная деятельность человека изменяет природу и какие способы использовать для ее охраны.

    В 6-7 кл. в курсе биологии важно рассмотреть отдельных представителей живой природы в единстве с условиями среды их обитания, с другими организмами и группами. Эти знания лягут в основу экологического мировоззрения и экологической грамотности школьников.Очень важно, чтобы в программах других учебных дисциплин были заложены темы экологической направленности.

    В 8-9 кл. в разделе «Биология человека» у учащихся углубляется чувство своего родства со всем живым, что окружает человека, осознание влияния среды на личное здоровье.

    В учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять знания, которые имитируют (моделируют) ситуации ежедневной жизни человека (например составление пищевого рациона, определение экологического риска и.т.д.) Также предполагается, что в программах других учебных дисциплин были заложены темы экологического направления.

    В старшей школе одновременно с курсом общей биологии, где рассматриваются основные понятия и закономерности современных наук: цитология, генетика, теории эволюции и экологии, должен быть обязательно концептуальный курс «Экология». Содержание его должно быть согласовано с программами биологии, географии, химии.

    В каждую программу необходимо вводить темы посвященные экологии. В учебно-воспитательном процессе для устранения формального отношения школьников к экологическим проблемам следует широко использовать интерактивные методы (ролевые игры, имитационное моделирование, диспуты, конференции), признаком  которых есть, то что процесс обучения осуществляется в процессе совместной согласованной интеллектуальной работы группы учащихся,, в ходе которой обсуждаются, анализируются и решаются учебные задачи.

    Как правило, во время такой работы никто из учащихся не остается пассивным, а каждый активно высказывает свою позицию, отношение к той или иной экологической проблеме.

    Таким образом, наибольший учебно-воспитательный эффект экологического образования возможен при единстве 2-х подходов:

    1) Экологизации содержания традиционных учебных предметов, выделение в их структуре экологических тем (младшая и средняя школа);

    2) введение спецкурса «Экологии» ориентированного на обобщение и систематизацию экологических знаний и умений (старшая школе).

    Для реализации целей необходимы такие условия:

    1)      введение в программы традиционных учебных предметов экологических тем;

    2)      создание согласно этих программ учебников нового поколения;

    3)      создание программного курса «Экология» для учащихся старшей школы и учебники;

    4)      подготовка студентов – будущих учителей;

    5)      повышение квалификации будущих учителей;

    6)      создание государственного стандарта.

    Учебная ценность школьного курса географии состоит в том, что при его изучении будущий гражданин знакомится с реальной жизнью в окружающей его среде и жизни общества во всех его проявлениях и связях.

    Географические знания и навыки дают пространственное представление о земной поверхности и возможность сознательно ориентироваться в социально-экономических, общественно-политических и геоэкологических событиях в государстве и мире.

    Общая цель географического образования в современной школе – формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения по отношению к географической среде.

    Экологическое воспитание при изучении основ наук (на примере     географии).

     Проблема сохранения природной среды выступает как одна из важнейших проблем формирования нового мировоззрения, поэтому разумное, бережное отношение к окружающей среде необходимо воспитывать с самых первых лет обучения в школе. Правильных подход к анализу экологических проблем требует определенной перестройки традиционных методов образования, вместо разрозненных знаний из различных областей наук формировать целостное представление о взаимоотношениях человека и природы, что может быть достигнуто  на основе интеграции естественнонаучных, экономических и правовых знаний.

    Цель образования в области охраны окружающей среды заключается в ориентации школьников  на посильное участие в охране и улучшении среды обитания, поиск решения природоохранных проблем, осознание необходимости соотнесения и направленности экономической деятельности с экологической целесообразностью.

    Задачи экологического воспитания в школе следующие:

    -   раскрыть сущность процессов взаимодействия человека и природы, его зависимость от природы и необходимость бережного отношения к ней;

    -  прививать чувство ответственного перед современным поколениями и будущими поколениями за сохранность богатств природы;

    -  сформировать опыт правильного решения вопросов использования воздушного бассейна, водных и почвенных ресурсов, полезных ископаемых; растительного и животного мира;

    - сформировать представление о гигиенических основах здорового образа жизни, экологии самого человека.

    В 1980 г. в Берне на Второй Европейской конференции рассматривалась необходимость подготовки специалистов узкого и широкого профиля для фундаментальной подготовки по проблемам охраны окружающей среды.

    Ориентация данного решения на многоаспектную подготовку специалистов – еще одно подтверждение, что такой же интегральный подход необходим к воспитанию экологической культуры подрастающего поколения. Формирование комплекса экологических знаний должно сочетаться с практическими действиями по применению полученных знаний.   При этом формированию убеждений и готовности действовать в соответствии с этими убеждениями способствует  опора как на экологические, так и на экономические знания учащихся.

    Именно интеграция экономических естественнонаучных знаний способствует формированию целостной картины социально-природных связей в системе «человек – общество - природа».

    Необходимость и возможность интеграции экономических и экологических знаний учащихся как условия подготовки к нравственно ценному выбору содержания и способа деятельности имеет философское, т.е. методологическое и педагогическое обоснование.

    C позиций анализируемой педагогической проблемы это относится к двум видам деятельности: экологической и экономический. По своей цели эти виды деятельности разнонаправлены.

    Экономическая направлена от природа к человеку, ее цель – преобразование природы ради создания материальных ценностей.

    Экологическая направлена от человека к окружающей среде. Ее цель – регуляция взаимоотношений общества и природы ради сохранения экологического равновесия. Этим двум видам деятельности соответствует две формы существования культуры: экономическая и экологическая.

    Целью как экономического, так и экологического образования является подготовка школьников к активной, целесообразной деятельности. Такие понятия, как богатство, ресурсы, потребности, обмен, пользование, технология, производство и многие другие воспринимаются учащимися с позиций экономики и экологии.

    Мало то: интеграция экономических и экологических знаний, формирующих опыт природоохранной деятельности и создающих проблему нравственного выбора.

    Интеграция экологических и экономических знаний – не простое сочетание элементов двух наук, систематизированное внутреннее единство, способствующее углубленному познанию закономерностей деятельности человека в природе. Осознание этих закономерностей необходимо для понимания взаимосвязей, взаимозависимостей в окружающем мире, для воспитания ответственности за результаты и последствия своей деятельности и отдельных поступков.

    В средней школе комплексное решение задач экономического и экологического воспитания приобретает последовательный и системный характер. Потенциальными возможностями для этого располагает учебный материал по географии, например.

    В VI классе изучается тема «Гидросфера». Материал этой темы содержится в темах «Земля – планета Солнечной системы» и др. Образовательная задача – впервые дать понятие о воде как оболочке  планеты. Статистический и графический материал помогает школьникам наглядно представить количественные характеристики литосферы и гидросферы. С одной стороны у школьников возникает представление об обилии воды, богатстве ее на планете, обоснованности широкого использования вода в различных отраслях хозяйства. Учащиеся сами приводят примеры применения воды в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, говорят о воде как источнике энергии, среде обитания и.т.д.

    Значимость воды в жизни природы и человека поможет осознать и проблемные задания: «Что изменится в твоей жизни, если без предварительного предупреждения в вашем микрорайоне прекратят подачу холодной и горячей вода больше чем на сутки?”; "Вода дорого стоит предприятиям и организациям, за ее расходование надо платить. Стоило ли подводить водопровод в школу

    Вот теперь вводится понятие воды как ценности, богатства природы. Предлагается построить круговую или другого вида диаграмму о соотношении соленой и питьевой воды на основе представленных данных: 98% соленой и 2% питьевой. Вот теперь раскрывает экологическая проблема – ограниченности этого природного богатства, так необходимого для жизни и всего живого на земле и хозяйственной деятельности человека.

    Вывод делают сами учащиеся: значит воду необходимо экономить. Уместно предложить расчетные задачи, подтверждающие этот вывод.

    Если на протяжении всех лет естественнонаучного образования реализуются возможности интеграции экологических и экономических знаний, создаются условия для формирования убеждений. Эти убеждения закрепляются в практической деятельности: посадке своими руками деревьев и кустарников, разведение цветников, организации и проведении природоохранительных акций, слетов, конференций и других массовых мероприятий.

    Сочетание экологического образования с опытом природоохранительной работы становится основой устойчивой нравственно-ценностной мотивации последующей самостоятельной деятельности детей, подростков и молодежи.

     

     
     
     
    Просмотров: 2297 | Добавил: профессор | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]